«Литотерапию»,
то есть лечение камнями и минералами, люди стали применять еще
на заре своей цивилизации. На протяжении многих тысячелетий человечество,
используя только наблюдательность для познания природы, накапливало,
анализировало, группировало признаки и лечебные свойства камней, отбрасывая
случайные и сохраняя в памяти устойчиво повторяющиеся связи.
Древний человек был
оптимистом, т.е. все вокруг себя – землю, небо, камни – он воспринимал, как
живые существа.
Камень издревне служил
человеку орудием труда, защиты и нападения, а также и средством познания.
Обрабатывая камень, человек развивал свой мозг, запоминал свойство природных
материалов. Попадались среди них и прозрачные и яркие камни-самоцветы, которые
поражали воображение древних людей. Люди начали считать такие камни существами
высшего порядка, способными изменить их судьбу. Что, в общем, и подтверждается
всей дальнейшей историей человечества. Древние люди стали присматриваться к
связям: человек-камень («помог – не помог»). Случайные связи и совпадения со
временем отпадали и сохранялись связи воспроизводящиеся, значимые, которые и
отложились в человеческой памяти.
Впервые украшения из природных минералов стали
использоваться человеком во время последнего ледникового периода,
приблизительно между 40 000 и 20 000 лет до н.э.
Предания старины и отрывочные сведения об
использовании лечебных минералов, дошедшие до нашей эры, первой начинает
формулировать Греция. Так, в творениях Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)
некоторые страницы были отведены камню и его свойствам.
Теофаст (372-287 гг. до н.э.) – ученик
Платона и последователь Аристотеля, получивший в истории естествознания имя
«созидателя» первой минералогии, написал книгу, которая является первой
дошедшей до нас попыткой собрать в стройную и научную систему накопившиеся
сведения о камнях.
Лучшими выразителя минералогии и литотерапии
были Диоскурит, живший в первом века нашей эры и особенно Плиний-старший.
«Натуральная история»
Плиния состоит из 37 книг и
отражает все стороны науки той эпохи.
Плиний упоминает сицилийский агат, как
очень полезное средство при укусах пауков и скорпионов. Он упоминал о
растирании лекарств в агатовых ступках, а так же о том, что агат помогает
спортивным успехам атлетов. Аметисты были рекомендованы им как средство от
опьянения.
Диоскурит написал пять томов, посвященных
медицине, где собрал воедино все познания о целебных свойствах камней. В
частности – о лазурите, малахите, гематите, нефрите и янтаре.
В четвертом веке до нашей эры древнегреческий
врач Гиппократ говорил: «Природа лечит – врач помогает. Природа сама отыскивает
пути без размышления. Она достигает нужного без указания и учения…».
Достижения медицины Индии, Китая и других
стран использовали в своей практике целители Тибета. «Чжеуд-ши» - классический
источник средневековой тибетской медицины, вобравший в себя многовековой опыт
тибетских лекарей. В нем, в частности, сказано: «Есть в обители риши в городе
Ата-на-Сдуг дворец, построенный из пяти драгоценностей. Украшен этот дворец
лекарственными драгоценными камнями разных видов. Эти драгоценные камни
усмиряют 404 болезни».
Так, Майя и американские индейцы
использовали кристаллы для диагностики также хорошо, как и для лечения
болезней.
До нас дошли имена средневековых
естествоиспытателей (Исидор из Севильи – около 630 г., Марборус фон Рен
Альбертус Магнус – 1193-1280 гг., Боэций де Боот, лейб-медик короля Рудольфа ІІ – 1552-1612 гг.),
которые в своих трактатах говорили о целительных свойствах драгоценных камней.
Хильдегарда фон Бинген (1098-1179)
прославилась в свое время как величайшая прорицательница, целительница,
исследователь природы и, наконец, …святая. Она автор естественно-исторического
труда под названием «Физика», содержащего, в частности, историю возникновения
отдельных драгоценных камней и методы лечения ими. Как пишет Хильдегарда,
драгоценные камни не нуждаются в очищении, ибо по своей природе они «враждебны
дьяволу».
Одним из самых прославленных врачей своего
времени был Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1494-1541 гг.). В трудах
он описывал свою глубокую веру в исцеляющее действие драгоценных камней. Верил
в это и великий Авиценна, и Амирдовлат Амасиаци (прославленный армянский врач и
естествоиспытатель средневековья).
В Краковском музее хранятся рецепты,
выписанные Николаем Коперником, с использованием порошков камней.
Величайший химик Р. Бойль использовал
измельченные камни в порошках. В 1672
г. он написал «Очерк о происхождении и свойствах
камней».
На Руси первое описание камней и их
свойств мы находим в «Изборнике Святослава» (1073 г.), переведенном с
греческого.
Очень любил самоцветы Иван Грозный. Англичанин
Горсей оставил описание беседы больного царя Ивана Грозного с царевичем и
боярами. Текст дает представление о том, в какие целебные свойства камней,
входящих в сокровищницу царя, верили на Руси в те времена.
За XX столетие
исчезло много учений древних, в том числе, пострадала и литотерапия. Очень
точно характеризует это время пророческое определение будущего нобелевского
лауреата Ильи Ильича Мечникова, высказанное им еще в 1883 году: «принцип целебной
силы природы был оттиснут на задний план иным характером общего направления
медицины…изучение процессов, представляемых больным организмом, а в последствии,
основанное на нем искусство определять болезни, а также наука об изменениях
больных органов заняли господствующее положение в медицине…» И она – медицина –
зациклилась на лечении следствия, а не причины.
Зайдя в тупик, медики
вынуждены были обратиться к знаниям предков. И сегодня, литотерапия, наряду с
фитотерапией, герудотерапией с успехом
восстанавливает свое право на существование.
|